Карандаш, пишущий в мозг (Хороший совет требующему знание и учащему язык)
Мозг – как черный ящик.
Изучение, осваивание, получение нового знания. Что это такое?
До университета я даже понятия не имел, что такое настоящее знание (прошу обладателей великих истин не упрекать, что я и сейчас не имею Истинных Знаний).
Мне кажется, что самое главное в заучивании чего-то – способность записать выученное на чистом листе без ошибок и без подсказок. Но, к сожалению, практиковать это я стал довольно поздно.
Что касается публикаций, видел эту идею в статье Ишмурата Хайбуллина «как заговорить на арабском»:
Роль письма в изучении языка огромна – иногда кажется, что вы знаете какое-нибудь слово, но при попытке его написать вы можете сделать в нём две ошибки! А если человек не знает точно, как пишется то или иное слово, он не сможет произнести его правильно, следовательно его не поймут.
То, что Ишмурат относит к заучиванию арабских слов в действительности относится к любым знаниям. Если человек не может изложить на бумаге какую-то информацию – значит он ее плохо усвоил. И записывание является важной основой изучения, которую многие избегают.
Мозг – словно черный ящик. Закрытый котелок, где постоянно что-то варится, и мы не можем заглянуть внутрь. Если даже вскрыть его – то мало что станет ясным. Большинству людей это и вовсе не интересно. Но когда речь встает о получении знания – становится очень важным укладывать как по полочкам туда информацию, чтобы потом можно было доставать ее обратно.
В этом случае ничто не помогает, как карандаш. Чтобы понять, как это работает, положите под чистый лист бумаги монету, и водите по нему карандашом. Вы беспорядочно чиркаете по бумаге, а на ней появляется рельеф монеты.
Точно также и со знаниями. Вам нужно разместить их в голове – но голова, как мы сказали, это черный ящик. Вы кладете туда все не глядя, как бы на ощупь, а потом карандаш показывает вам, правильно ли вы положили туда. Не думаю, что какие-то современные приборы по сканированию мозга помогут вам лучше карандаша.
Примечательно, что в фильме «Дух времени. Приложение», главная идея которого в том, что основой счастья и гармоничного общества являются технологии, в перечне технологий самой первой идет карандаш:
«Что такое технологии? Технологии – это карандаш, позволяющий закрепить идеи на бумаге для их дальнейшего развития».
Гуманитарная распущенность
«Гуманитарно» распущенный мозг ленится выполнять «технические» операции – глубоко усваивать информацию. Обычно ты читаешь книжку, плачешься когда герой умирает и потом уверенно говоришь «Я читал эту книгу». Даже можешь намусолить сочинение, почему умер герой, что его подвигло на это и т.п. Но на самом деле это все никакое ни знание. Когда человек говорит «я гуманитарий, это не для моего ума» я слышу: »у меня ленивый рыхлый мозг, который не хочет выстраивать строгие логические цепочки» (именно не хочет, а не может). Еще с «гуманитарностью»
у меня ассоциируется постоянная зависимость в людях. Гуманитарию, чтобы понять, что что он плохо выучил урок обязательно надо, чтобы его на семинаре кто-то переспорил, или чтобы учитель спросил у него урок и поставил ему двойку, указав и объяснив словесно все ошибки. В то время как «технарю» нужен всего лишь карандаш, чтобы точно узнать, что он знает, а что нет.
Я прошел эту «гуманитарную» школу, когда ты знаешь всего по чуть-чуть и все смутно, словно в тумане. И я вижу большинство людей, куда ни оглянись, пораженных этим же «недугом». Это не проблема школьного образования и т.п. Это просто глобальная проблема непонимания сути знания, на мой взгляд.
Идея того, что записывание помогает запоминать мелькает много где. Но, я не замечал, чтобы она выделялась как основа, хотя, кажется это самое главное. По-крайней мере на начальной стадии. Спустя какое-то время сотрудничества с карандашом наступает момент, когда приходит новое ощущение мозга. И уже просто читая ты понимаешь, усвоил ты это или нет. Если да – ты мысленно можешь записать всю полученную информацию.
Университетский шок
Преподаватель мат. анализа заставила испытать меня незабываемый шок. По всем новым формулам мы писали «летучки». Это такая молниеносная проверочная работа, когда ты обязан написать все выученные формулы в предельно сжатые сроки. У тебя нет ни секунды на раздумье, время хватает только на то, чтобы быстро написать все из головы. Даже если будешь списывать – ты не успеешь, т.к. времени уйдет больше, чем если бы ты писал из головы.
Оценка ставилась по количеству ошибок. 5 ошибок, значит 25 (двойка в пятой степени). 25 = 2*2*2*2*2 = 32. Кто плохо знаком со степенями, напомню, что они быстро растут, так, например, 26 = 64, 27= 128, 28 = 256, 29 = 512, 210 = 1024 (вот почему в одном килобайте 1024 байта, а в мегабайте 1024 килобайт). Ну а шок заключался в том, что какую оценку ты получил – столько раз надо было эту летучку переписывать. Пока я делал это, каждую секунду проклинал тот час, когда вместо того чтобы хорошо выучить и написать это один раз, я выучил это чуть позже и мучительно переписываю десятки раз.
Когда шок прошел и я влился в ритм – то понял преимущества метода. Когда все нужные формулы в голове, примеры решаются в 2-3 раза быстрее. Во-первых, не приходится листать учебник, чтобы искать справочную информацию, а во-вторых, заранее зная формулы смотришь на пример и почти сразу видишь путь решения. И так, потратив 30 минут на зазубривание, потом экономятся многие часы на домашних заданиях и сдаче контрольных. Осознать достоинства хранения в голове драгоценных знаний было большим удовольствием и значительным шагом в умственном развитии, наверное.
Результаты
Последствия этого нового подхода к знанию были (по моим меркам) колоссальные. Однажды мне попал в руки учебник арабского Багауддина . И я, вооружившись карандашом и листком бумаги планомерно стал заучивать урок за уроком. В каждом уроке в среднем 10 слов. Я не переходил к следующему уроку, пока не мог полностью по памяти написать все его слова. Потом много повторял конечно, упражнялся. Спустя 2 месяца занятий я мог нормально говорить по-арабски. Хотя раньше я думал, что языки – не мое. По англ. еле тройку получил в университете.
И пошло поехало. Потом стал изучать разные языки программирования (по мере необходимости) и тоже всегда не плохо получалось. И т.д. Все это – благодаря «секрету карандаша», как мне кажется.
Карандаш учит упорядочивать, понимать суть дела. Он выявляет мозговые процессы и помогает вам управлять ими. Любое дело решается. Только надо уметь в нужный момент напрячь мозг.
Упоминание карандаша в Коране:
(слово «калам» в Коране чаще переводится как «письменная трость», но в обычной литературе оно чаще имеет значение «карандаш»)
Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что пишут! (68:1)
Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный.
Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал.
(96:3-5).
Заключение.
Когда мы учим что-то, важно не только то, что мы о чем-то узнали, или что-то запомнили, но важна и скорость, с которой вы можете извлечь это знание и использовать, иначе знание во многих случаях останется бесполезным. Например, если вы «выучили» арабское слово, но можете его вспомнить только спустя 10 секунд, то вы его не сможете использовать в речи.
Нужно приучить себя к тому, чтобы знания первой необходимости были «загружены в оперативную память». А чтобы добиться этого, нужно постоянно записывать выученное с чистого листа. Если вы не можете записать что-то моментально – значит вы плохо это знаете.
По началу это трудно. Но потом вы даже без карандаша привыкаете усваивать информацию глубоко. Вы читаете что-то и понимаете – осталось это в памяти или нет. Если нет – читаете снова. Таким образом развивается особая культура знания.
Для меня загадка, почему к этому методу не приспосабливают школьников. Вообще многие люди используют этот же метод для заучивания? Или это взик немногих людей?